Надежда Емелина - история успеха

«Не стойте на месте, пробуйте новое и не бойтесь делать ошибки»
Надежда Емелина
Тим-лидер, MERA

 

Старт карьеры 

Я пришла в MERA в 2007 году после магистратуры радиофака ННГУ на должность инженера по тестированию. У меня не было цели работать именно здесь, я рассматривала разные варианты, просто MERA первой сделала job offer. До сих пор помню самый забавный вопрос с того собеседования – меня попросили в уме оценить вес памятника Минину напротив нижегородского Кремля.

Поскольку во всех проектах, где я работала, были иностранные заказчики, самой большой сложностью для меня стал английский язык. Поначалу у меня голова кипела от количества незнакомых терминов в документации, но помогал гугл и коллеги. А говорить на английском я начала в командировке, когда два месяца работала в шведской команде и была там единственной русской.

Кроме этого, в начале было сложно осознать весь процесс создания SW и мое место в нем. В университете ничего подобного нам не преподавали. Поработав в нескольких проектах в должности инженера по тестированию, я поняла, что у каждого заказчика свой процесс разработки и тестирования, а также свой набор инструментов. Во всех проектах, где я участвовала, тестирование было автоматизированным, поэтому работа всегда была связана с программированием. 

Среди задач, которые выполняет каждый QA-специалист, можно выделить следующие: анализ требований и разработка тестовых сценариев, написание скриптов для реализация этих сценариев, исполнение скриптов и анализ результатов, написание баг-репортов и перезапуск тестов для проверки исправленного продукта. В больших проектах QA-инженер фокусируется на конкретном виде тестирования – например, на тестировании производительности или на тестировании отдельного модуля. В небольших командах приходится быть универсальным.

Новый опыт, новые обязанности

Несколько лет я работала в большом подразделении, которое занималось разработкой решений для телекома. У нас регулярно открывались новые проекты, и я естественным образом переходила из одного в другой, не успев заскучать. В какой-то момент мне захотелось сменить предметную область, и я перешла в новый проект, связанный со смарт-счетчиками для европейского рынка. Сначала я занималась автоматизированным тестированием, а через некоторое время начала руководить командой разработчиков. В прошлом году появилась возможность поучаствовать в новом проекте, на этот раз в области пожарной безопасности.

В 2009 году, когда меня назначили на должность тест-лидера, к моим обязанностям добавились задачи по анализу, планированию и отчетности. Тест-лид отвечает за подбор и обучение новых людей в своей команде. В этой роли приходится знать весь продукт целиком, изучить зависимости между компонентами. В качестве тест-лида я распределяла тестовые задачи между членами команды и следила за их выполнением. Также в мои обязанности входила подготовка новой версии продукта ‒ от обсуждения с заказчиком состава релиза и сборки проекта до финальной рассылки Release Notes.

Даже на одной должности от проекта к проекту отличаются и задачи, и инструменты, и подход. Например, если в телекоме мы работали на удаленных серверах, то в проектах для встроенных систем оборудование находится у каждого инженера на столе, и иногда приходится орудовать паяльником. Но, в любом случае, сначала приходится изучать предметную область, бизнес логику продукта.

Примерно с 2016 год по настоящее время я совмещаю обязанности менеджера проекта с задачами должности тим-лидера. На этой позиции фокус смещается с инженерных технических задач к общению. Основным инструментом становится не IDE и окно с дебагом, а Outlook и Excel. Если у инженера в каждый момент времени есть одна-две крупные задачи, то тим-лид в течение дня переключается между множеством мелких дел. Не потерять смысл за постоянной сменой контекста – это challenge.

Еще один challenge – много общения с реальными людьми, а не с кодом и девайсами. Нужно слышать заказчика, уметь презентовать результаты работы команды, сглаживая острые углы, но не замалчивая проблемы. Как этому научиться? Только на опыте. Мне посчастливилось в MERA работать с прекрасными менеджерами, и я стараюсь перенимать у них лучшие практики.

Командная работа

С текущим заказчиком у нас складываются хорошие открытые отношения. Команда MERA не стесняется озвучивать идеи, риски и проблемы, и заказчик ценит нашу проактивность. Тот факт, что, стартовав командой в три человека, мы через несколько месяцев получили два новых проекта по разработке, говорит о доверии и хорошей оценке наших результатов. Несмотря на многолетний опыт, никто из участников команды не застрахован от технических трудностей: когда час за часом дебажишь и не можешь понять, почему система так работает или не работает. Тут помогает пойти попить чайку, отвлечься на другую задачу или попросить коллегу посмотреть свежим взглядом. (А еще часто помогает ребут :-))

Примерно один-два раза в год я езжу в командировки. Иногда получается чаще ‒ например, за последние полгода я уже трижды побывала в офисе заказчика. Много раз была в Швеции, несколько раз в Германии, Румынии. Поездки к заказчику чаще всего связаны со стартом нового проекта и трансфером знаний, но также были workshop-ы, тренинги от заказчика, QA конференции и просто работа в составе команды on-site. Самая забавная командировка была в г.Тимишоара (Румыния) в 2017 году, когда заказчик захотел собрать всех на risk assessment митинг на один день. Я потратила два дня на дорогу ради нескольких часов в офисе, но желания заказчика – закон.

Недавно мы с еще двумя инженерами из MERA вернулись из двухнедельной командировки к заказчику в Дюссельдорф. Вместе с немецкой и итальянской командами мы обсуждали архитектуру обновленной системы, которую нам предстоит сдать к концу года, и планировали задачи на ближайшее время.

Хотите к нам присоединиться?

Карьера в компании MERA

Оценка Программного Продукта

Наши награды